» » Игровая зависимость у детей. Компьютерная зависимость у детей «У сына - умственная отсталость, целыми днями играет»

Игровая зависимость у детей. Компьютерная зависимость у детей «У сына - умственная отсталость, целыми днями играет»

Сегодня современные родители часто задают достаточно актуальный вопрос: насколько совместимы два понятия - компьютерные игры и ребенок.

С одной стороны, многие компьютерные игры разработаны с учетом возрастных малыша и носят развивающий и обучающий характер. Например, с помощью специальных программ в игровой и доступной форме ребенок может легко освоить цвета и геометрические формы, а также научиться считать и даже овладеть навыками чтения. Кроме этого, компьютерные игры развивающей и обучающей направленности отлично формируют память , развивают мышление , логику и внимание , а также расширяют кругозор ребенка.

Несмотря на данные позитивные моменты, компьютерные игры способны спровоцировать у крохи развитие самой настоящей зависимости . Психологи утверждают, что в группу риска чаще всего входят дети возрастной категории от 11 до 13 лет.

Причины формирования у детей зависимости от компьютерных игр

Для того чтобы у ребенка возникла стойкая зависимость от компьютерных игр нужны определенные обстоятельства и условия. В первую очередь подвержены данному состоянию дети, которым родители уделяют в семье минимальное количество времени. Например, в практике психологов встречаются случаи, когда у ребенка сформировывается стойкая компьютерная зависимость после появления на свет брата или сестры. Родители переключают все свое внимание на новорожденного малыша, и старший ребенок пытается компенсировать эмоциональное одиночество увлекательными компьютерными играми.

В практике психологов также фиксируются случаи, когда чрезмерный контроль и опека родителей способны вызвать у ребенка пристрастие к компьютерным играм. В виртуальном мире малыш чувствует себя по-настоящему самостоятельным и может принимать решения один.

В группу риска, по наблюдениям психологов, могут входить дети, которым сложно строить взаимоотношения со сверстниками.

Они чаще всего начинают увлекаться ролевыми компьютерными играми, где перевоплощаются в настоящих героев. Ребенок начинает «жить» виртуальными проблемами и полностью игнорировать собственную жизнь, постепенно замыкаясь в выдуманном многоуровневом мире .

Для детской психики наибольшую опасность представляют компьютерные игры типа «стрелялки», которые развивают у агрессию и чувство нетерпимости. У него складывается стереотип, что все возникшие проблемы можно решать только с помощью насилия.

Следует отметить, что родители смогут распознать зависимость ребенка от компьютерных игр по определенным признакам.

Признаки и стадии развития зависимости у детей от компьютерных игр

Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок много времени проводит за компьютером. Он отказывается выходить играть на улицу со сверстниками, пропускает тренировки или прекращает уделять внимание любимому хобби.

После этого, ребенок не может оторваться от увлекающей его сознание и эмоции игры. Он начинает совмещать ее с различными видами деятельности: играет в процессе выполнения домашнего задания, во время приема пищи или засиживается за игрой до полуночи.

Если родители не реагируют на вышеперечисленные изменения в поведении ребенка, через время наступает полная зависимость от игр . Ребенок становится агрессивным, раздражительным и замкнутым. Кроме этого, ради игры он может не посещать школу, а также у него ухудшаются взаимоотношения с родителями и сверстниками.

Психологи выделяют следующие стадии зависимости от игр:

  1. Легкая увлеченность игрой. Ребенку нравится сюжет игры, а также ее графика.
  2. Постоянная потребность в игре. У маленького игрока начинает проявляться зависимость от игры, и он все сильнее нуждается в ней.
  3. Психологическая зависимость от игры. Данную стадию многие дети не проходят и сразу вступают в четвертую стадию.
  4. Привязанность к компьютерной игре. Состояние зависимости становится для ребенка нормой, и он уже самостоятельно не может от него избавиться.

Если вы заметили вышеуказанные стадии у своего ребенка, то, как же бороться с этой вредной привычкой , которая незаметно переросла в стойкую зависимость?

Как бороться с зависимостью от игр

С данной зависимостью родители могут попытаться справиться самостоятельно. Главное условие - последовательность собственных действий. В первую очередь необходимо ограничить время , когда ребенок проводит за игрой , а также установить его четкие рамки.

По мнению медиков, ребенок в возрасте от 6-8 лет не должен находиться перед монитором больше 20 минут, 8-10 лет - до 1 часа, а 12-14 лет - до 2 часов.

Следует отметить, что не нужно разрешать играть на компьютере перед сном , так как может возникнуть бессонница и другие нарушения сна.

Чтобы побороть зависимость от игр, научите ребенка правильно организовывать день и планировать свободное время. Запишите его на секцию или кружок. Данный шаг поможет компенсировать недостаток в движении, поможет найти новых друзей и расширит интересы ребенка.

Родители должны быть готовы к протесту со стороны ребенка, который будет проявляться в истериках, агрессии и даже шантаже . Не стоит поддаваться на такие провокации. Взрослые должны сохранять последовательность действий, настойчивость, а также объяснять ребенку о влияние чрезмерного и регулярного количества игр на его физическое и психическое здоровье.

Ведь компьютерные технологии все же являются неотъемлемой составляющей современного ритма жизни. Старайтесь договариваться с ребенком , а не предъявлять ему жесткие запреты. Особенно это условие необходимо соблюдать в случаях с подростками.

Следует отметить, что для восстановления от игровой зависимости потребуются не дни, а недели, а может и месяцы. Родители должны запастись терпение и целенаправленно двигаться в нужном , чтобы сохранить здоровье ребенка и его социальную адаптацию.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков.

По результатам исследований в компьютерные игры играют около 90% старшеклассников и около 40% студентов вузов. (Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009)

Хорошо или плохо, когда дети и подростки играют в компьютерные игры? В целом, ничего особо хорошего в этом нет. Пользы компьютерные игры не приносят, в отличие от развивающих и познавательных интернет-ресурсов. Но если ребенок играет в компьютерные игры умеренно, то и ничего страшного тоже нет.

Но зависимость от компьютерных игр - это уже болезнь. Справиться с ней без помощи специалиста бывает трудно.

Основные признаки компьютерной игровой зависимости:

  • Неспособность контролировать время, проводимое за компьютерной игрой.
  • Навязчивое желание играть.
  • Постоянные мысли об игре.
  • Подъем настроения при принятии решения поиграть.
  • Раздражительность и снижение настроения при ограничении игровой деятельности.
Компьютерная игровая зависимость не возникает у детей внезапно. К сожалению, взрослые часто не обращают внимания на признаки ее появления. Более того, бывают случаи, когда родители сами способствуют ее формированию, приучая ребенка к компьютерным играм с раннего возраста. Подталкивают его к тому, чтобы стать геймером.

Кто такой ребенок геймер?

Отрывок из книги В.В.Козлов, Н.Н.Фетискин «Трудные дети», М.2017

Дети кибер-геймеры

«В настоящее время к геймерам относят лиц, играющих в видеоигры или проводящих за ними много времени.
Геймеры относятся к числу лиц, зависимых от компьютерных игр.
Ребенок-геймер часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или со­здавая для себя собственную виртуальную Вселенную.


Компьютерные игры для геймера – это возможность сконструировать свой мир, желаемый ему в данный момент и созвучный мыслям или настроению. Геймер в своей виртуальной реальности – и герой, и творец, ему просто нет равных. Поэтому геймеру трудно отрываться от этой насыщенной жизни, где сегодня он всадник на ретивом коне, а не «всадник без головы». Ему незачем подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то, что сейчас дома он неудачник. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть», даже пусть только лишь для тебя.


В виртуальной реальности для геймера все задачи решаемы в одночасье без помощи, если будет ошибка – исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы даешь, и сам их выполняешь, и ответственен сам за себя. Хочешь – делаешь, не хочешь – нет.


Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных компьютерных игр. А они, как известно, бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд; зато очень полезными, например образовательными или развивающими. Так, например, мальчиков-геймеров больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить триумф победителя. А девочкам больше нравятся игры-квесты, так называемые логические игры. Но самые привлекательные для большинства детей и подростков – это RРС – игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Однако, по мнению А. Баркан, самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацикливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только лишь в виртуальной реальности. Но если вдруг эту игру геймеры потом попытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и переусердствовать в актуализации, накопленной виртуальной жестокости и проявляемой по игровым компьютерным шаблонам. Из этого нетрудно сделать вывод о том, что жестокие игры – это своеобразный провоцирующий фактор «дремлющей» агрессивности ребенка. Подтверждением сказанного могут служить данные о прямой связи между виртуальным и реальным насилием, а также о стимуляции компьютерных игр с элементами насилия на агрессивность поведения человека в конфликтных ситуациях. А переполненный ежедневной игровой агрессией геймер-ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее единственно знакомый ему выход – физическую силу со всеми вы­текающими из этого последствиями. Киберигры программируют мышление и поведение на физическую агрессию, на уничтожение врага, подобно супергерою, поощряя юного геймера различными психологическими бонусами.


Отмечая пагубность последствий киберигр на личностные особенности геймера, необходимо отметить, что киберигровая зависимость геймера неравнозначна наркотической зависимости, т.к. в первом случае задействованы другие участки мозга.


Вместе с тем длительное «зависание» геймера над экраном монитора способствует перевозбуждению нервной системы, они плохо спят, доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение, тормозится деятельность интеллекта. Некоторые авторы, как, например, Тохоку, объясняет агрессивность геймеров недоразвитостью лобных долей мозга, отвечающих за программирование поведения и контроль эмоций.


Несмотря на доводы сторонников киберигр и их производителей о безвредности виртуально-сказочной жестокости, агрессивности, насилия, они, вместе с тем, не отрицают и того, «что только 10-15% геймеров совершают жестокие антисоциальные поступки, а для основной массы детей – это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него каких-то отягощенных последствий» (А. Баркан, 2010. – С. 125).
В заключение отметим, что мальчики в два раза больше тратят времени на киберигры, в отличие от девочек.


Причем мальчиков больше всего привлекают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше всего логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее – «бой­цовские». Так что компьютерная зависимость развивается чаще у маль­чиков. Родителям же важно помнить, что, поощряя киберигры своих детей и особенно жестокие компьютерные, ценой или расплатой за эти игры может явиться не только здоровье ребенка-геймера (соматические нарушения в виде искривления позвоночника, осанки, ожирения от машинального поглощения чипсов и пицц во время игр, повышения общей утомляемости, снижения остроты зрения и др.), но и сужения познавательных интересов и «заклинивание» ребенка на играх с насилием, покушением на жизнь людей.


Эта латентная смесь виртуальных замыслов с живой реальностью может актуализироваться по предположению А.Г. Асмолова в виде «синдрома Вельда», ассоциированного на основе одного из рассказов американского фантаста Рея Брэдбери. Краткая суть этого синдрома такова. Герои Р. Брэдбери жили в компьютеризированном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реально­сти создавался эффект присутствия ребенка в прайде африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и роди­телей почему-то вдруг стали беспокоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда, на­конец, нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные, любимые дети заманили их тут же к себе, в иг­ровую... В игровую, где вдруг виртуальные львы превратились в ре­альных и, сойдя с экранов, бросились на родителей. Лишь теперь только стало понятно родителям, чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня.
В связи с этим вполне справедливы предупреждения о том, что родители не должны допустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого «почетного» ранга геймеров».


Все ли дети и подростки одинаково склонны к компьютерной игровой зависимости?


Как и в случае любой зависимости есть предрасположенные к ней люди, а есть достаточно устойчивые. Точно так же как к алкоголизму. Подчеркиваем, что речь идет именно о возникновении зависимости от компьютерных игр, как у алкоголика от алкоголя или наркомана от наркотиков.


Склонность к компьютерной зависимости обладают примерно 10% людей.


Самая рискованная возрастная группа - 12-15 лет. В этом возрасте чаще всего начинает формироваться зависимость от компьютерных игр.


Вред зависимости детей и подростков от компьютерных игр доказывать не надо. Здесь все очевидно. Главное – это отрыв от реальности, погружение в виртуальный мир, который подменяет собой настоящий, утрата или препятствие формированию навыков реального взаимодействия с окружающими.

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков никогда не возникает без причин.

Причем иногда родители прямо подталкивают их в этом направлении, начиная с раннего возраста. Например, маленькому ребенку, чтобы не заниматься им, дают в руки планшет с играми, заменяя тем самым непосредственное с ним общение или игру.

Многочисленные исследования показывают, что формированию зависимого поведения, в т.ч. и игровой компьютерной зависимости способствует недостаток общения, эмоциональной близости, взаимопонимания и частые конфликты в семье.


Нередко бывает, что злоупотребление компьютерными играми у подростков ведет к еще большему увеличению их конфликтов с родителями. Получается замкнутый круг.


Как же помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости?


Если ее степень велика, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Но в любом случае, основное, что могут сделать родители и другие взрослые, окружающие ребенка, это установить с ним контакт через общение.


Никакие лекции, нотации или силовые методы, например, лишение компьютера не помогут. Может стать только хуже.


Первое, с чего необходимо начать, это понять причины, подталкивающие ребенка к жизни в виртуальной реальности. Сделать это без доверительных взаимоотношений невозможно.
Кстати, ничего плохого не случится, если взрослые проявят интерес к компьютерной игре, в которой «зависает» их ребенок. Попытаются понять, что его в ней привлекает, через обсуждение игры попытаются установить контакт.


Поняв причины, мы можем предложить ребенку или подростку способы заменить компьютерные игры чем-то в реальной жизни. Это могут быть кружки или курсы, спортивная секция, какие-то совместные мероприятия, в конце концов, просто общение на интересные темы. Но главное – это создание психологически безопасной атмосферы общения в семье.


И помните, что любая зависимость – это болезнь, которая не проходит быстро, ее лечение требует времени, усилий и настойчивости. А в возникновении игровой компьютерной зависимости у детей чаще всего виноваты взрослые. Так стоит ли обвинять детей в этом случае?


Как и в избавлении от любой зависимости неизбежен период болезненной «ломки», который необходимо пережить. И здесь ребенку как никогда важна поддержка окружающих его взрослых, прежде всего родителей.


Ограничивать время, проводимое ребенком за компьютерными играми, надо постепенно, обязательно предлагая что-то взамен. Этот «заместитель» компьютерной игры должен вызывать у ребенка положительные эмоции.

Но самый лучший способ борьбы - это профилактика. Мы живем в компьютерном мире и чем дальше, тем больше IT технологии будут нами использоваться, влиять на нашу деятельность и жизнь в целом.

Родители могут уже с раннего возраста помогать ребенку воспринимать компьютер, как источник новых знаний и инструмент, с помощь которого можно создавать интересные вещи. Особенно если они это будут делать в виде совместной с ним деятельности. В этом случае решается задача общения с ребенком и обучения его работы с современными информационными технологиями.

Источники.
Пережогин Л.О. «Зависимости от Интернета и компьютерных игр в детской психиатрической практике»
Козлов В.В, Фетискин Н.Н. «Трудные дети», М.2017


Титова В.В. «Компьютерная зависимость: механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике». Журнал «Теория и практика психотерапии» 2015, №1


Урсу, А.В., Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология //Ж. «Психическое здоровье». – № 8 (39). – 2009.- С.28-32


Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. // Journal of Affective Disorders. – 2000. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.


The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98

Сегодня в каждом доме есть компьютер, а ещё и не один, конечно. Мы не представляем свою жизнь без интернета, каждый по сути зависит от компьютера и интернета, однако должны быть здоровые временные рамки пребывания в интернете и за компьютером. Проблема происходит ещё от родителей, которые и сами-то проводят немало времени в сети, выкладывая на всеобщее обозрение свою личную жизнь, не задумываясь даже, своих детей. К сожалению у детей временных рамок тем более нет , потому существует такая проблема, как компьютерная зависимость у детей. Соц сети, чаты, онлайн игры — сегодня это всё открыто для наших детей. И намного интереснее для современного среднестатистического ребёнка(как это не печально), проводить время не за игрой на улице с друзьями, а за компьютером, в интернете, погружаясь всё глубже и глубже в виртуальную реальность.

Итак как понять когда начинается зависимость детей от компьютерных игр и какие признаки зависимости от интернета?

Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.

Эта реальная болезнь сегодня опаснее чем кажется и поражает именно молодых. Понятно, что это вовсе не инфекция, но скорость распространения по планете происходит именно с такой скоростью. Чтобы понимать всю серьёзность ситуации, вспомните события по всему миру связанные с детьми за компьютером, которые увлеклись настолько что умерли от истощения организма.

Специалисты борющиеся с данной проблемой утверждают, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютеров более двух часов в сутки. Для борьбы с компьютерной зависимостью у детей, необходим комплексный подход.

Очень важно своевременно выявить зачатки зависимости ребёнка от компьютера. Ведь чем раньше вы обнаружите проблему, тем легче будет её решить. Итак самые основные пункты, как выявить компьютерную зависимость у ребёнка:

  • Конечно в первую очередь — это слишком длительное пребывание за компьютером : в соцсетях, за компьютерной игрой или просто слоняясь по всемирной паутине. Как правило тревогу нужно бить, если ребёнок проводит больше 4х часов за компьютером и его это совсем не напрягает.
  • Забывчивость и игнорирование. Вплоть до того, что ребёнок может забыть поесть, к примеру, или проигнорировать просьбы родителей о помощи по дому.
  • Нервное отрицание и отказ. Отказ от обязанностей, отказ от еды, от общения.
  • Резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Хотя, для ребёнка, конечно, такая “депрессия” не будет, на его взгляд,беспричинной. Угнетённое состояние может быть связано с неудачной попыткой пройти очередной уровень в компьютерной игре. Погружение в виртуальную среду для ребёнка происходит настолько глубоко, что даже отойдя от монитора, он будет испытывать чувство разочарования.
  • Нарушение . Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ваше чадо замыкается в себе и полностью избегает общения со сверстниками, или максимально ограничивает общение, предпочитая “общение” с компьютером.
  • Пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только.
  • Агрессия. Самый главный симптом, который наблюдается у всех детей зависимых от компьютера — это резко агрессивная реакция на попытки прекратить пребывание за компьютером. Конечно, если вы целенаправленно не раздражаете ребёнка, угрожая выключить компьютер посреди разгоревшейся баталии на мониторе. Лучше поставьте ребёнку рамки, например временные, через столько-то времени компьютер должен быть выключен и соблюдайте обещанное.

Не малоизвестная и печальная всем ситуация тяжёлой зависимости:

Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера.

По сути всё происходит по тому же принципу, что зависимость от азартных игр. В мозгу у человека есть область мозга, которая отвечает за удовольствие. Опыты на животных показали, что стимуляция этого отдела мозга приводит к тому, что несчастное животное умирает от удовольствия в буквальном смысле. Так как все другие потребности в мозгу атрофируются.

Также и человек забывает обо всём что вокруг него происходит, сконцентрировавшись только на игре. Если у человека, тем более ребёнка, компьютерная зависимость, то он подсознательно будет избегать даже употребления пищи в угоду удовольствию от игры. В конце концов это приводит к смерти от истощения.

Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?

Компьютерная зависимость у ребёнка, что делать? Чего Вам точно не нужно делать, так это паниковать и начинать давить на ребёнка в попытке отвадить его от компьютера. Не только в этой, но в любой ситуации такой в корне неверен. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью в первую очередь требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени. Итак как помочь ребёнку побороть зависимость от компьютера?

  1. Наверное, Вы будете в шоке, но постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не нужно непрестанно читать ребёнку лекции о том, что компьютер — это монстр, он очень вреден, сушит мозги и всё в таком духе. Наоборот — разузнайте что за игры у вашего или , поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
  2. Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание малышу? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  3. Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки, например. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал, бассейн, танцы, хор. Дайте ребёнку самому показать что ему наиболее интересно. Прививайте вашему чаду хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
  4. Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальности. От реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то ещё? Постарайтесь выявить что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Ещё раз стоит сделать ударение на том, что методы давления на ребёнка в данном случае, да и вообще в воспитании, чаще имеют полностью противоположный эффект. Не орите, не угрожайте, что разобьёте монитор, выкинете в окно компьютер, выдерните шнур и прочее прочее. На такой подход ребёнок ответит Вам истерикой, обидой и ещё больше замкнётся в себе. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.

Компьютерная зависимость у детей — виды и признаки

Для того, чтобы знать как решать проблему, необходимо правильно диагностировать какая именно зависимость от компьютера у вашего ребёнка. Существует основных два вида компьютерной зависимости:

Зависимость от сети интернет — отсюда название сетеголизм.

Как проявляется сетеголизм? В виртуальной сети человек может находиться по 15 часов в сутки, непрерываясь, занимаясь при этом абсолюьно всё равно чем. Время может уходить на социальные сети, на общение в чатах, просмотры бесконецных сериалов и прочего. Как правило такие люди неуравновешены и неухожены. Если Вы не хотите для своего ребёнка такого будущего — проблему необходимо решать уже сегодня.

Зависимость от видеоигр — кибераддикция

В чём проявляется гипераддикция и какие виды бывают: подразделяется такое заболевание в зависимости от вида игры. В частности зависимость от ролевых игр, от неролевых игр, при этом у человека проявляется азарт к достижению цели(набор ачивментов, очков и прочего виртуального “успеха”).

Проявляется в следующих признаках:

  • Невозможность и нежелание оторваться от компьютера и виртуальной игры.
  • Повышенное неестественное настроение при нахождении за компьютером.
  • Возведение в приоритет игры за компьютером. При этом все остальные жизненные задачи страдают. Будь это учёба, работа, уборка по дому или ещё что-то, вплоть до личной гигиены.
  • Коммуникация ребёнка сводится всегда к одной теме: компьютерным играм. Также отдача приоритета виртуальному общению перед реальным общением с друзьями.

Физиологические недуги, связанные с компьютерной зависимостью:

  • Снижение защиты организма перед инфекционными заболеваниями
  • Постоянные головные боли от недостача кислорода в домашних условиях
  • Бессоница от перевозбуждения после игр
  • Сниженный энергетический ресурс организма
  • Боль в позвоночнике и запястьях

Помните, что компьютерная зависимость у детей — это настолько же серьёзная психологическая зависимость, как детский алкоголизм, например. Потому и относитесь к ребёнку мягко, вызывая доверие и расположение к себе, а не резко реагируя и угрожая. Будьте готовы, что на все ваши попытки вы будете получать неадекватную реакцию. Наберитесь терпения и спокойствия. Лучше проведите .

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! –
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Видео 2 – Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: “Компьютер: польза или вред”. Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

Избавиться от компьютерной зависимости очень не просто, и, скорее всего, понадобится помощь психолога. Эта «болезнь» настолько меняет образ жизни ребёнка, что привычные варианты времяпрепровождения в реальности для него просто перестают существовать, и чем-то увлечь его очень трудно. Однако не стоит воспринимать компьютер как абсолютное зло. Если его использование ребёнком будет происходить под контролем взрослых, компьютер станет помощников в обучении и развитии.


Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии , и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина "игромания", также используются термины "гемблинг" (от английского gambling – игра на деньги) и "лудомания" (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).

Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности. Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу. Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.

Является ли игромания болезнью?

Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры. Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий. Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой. При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д. А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку. Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от "рутины" и заключена популярность азартных игр.

Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам. Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни. Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов .

Что такое игромания?

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой. Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды. То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть. При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил. Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение. "Светлые" промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм. Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму. Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со "светлыми" промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.

Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму. Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать. По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше , а "светлые" промежутки будут все короче. Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д. Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.

При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами "кнута" или "пряника", поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм. Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре. Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно. Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.

В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0. Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна. Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%. Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%. К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.

Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры , в том числе в интернете. Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.

Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео

Вредные последствия игромании

Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики . Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.). Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.

У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью , депрессией , дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями. Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.

Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах. Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.

Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, "падшим", не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.

Причины игромании (механизм вовлечения)

Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды. В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.

Итак, причинами игромании являются следующие факторы:

1. Факторы окружающей среды , такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.

2. Мотивационный фактор , который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать. Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры. На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.

3. Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро. Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:

  • нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
  • отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
  • отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
  • двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку "они не обеднеют");
  • негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается "продавить" свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
  • неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
4. Личностный фактор. У человека имеются психические черты "потенциального игрока", вследствие чего личность имеет высокий риск приобретения зависимости, и при попытках играть легко становится игроманом. К личностным характеристикам, обуславливающим высокий риск развития игромании, относят низкую самооценку, нетерпимость к отказам в просьбах или критике, повышенную тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, нетерпимость к разочарованиям, ощущение собственного могущества, склонность к мистическому мышлению, жажду активных действий, возбужденность и страсть к риску.

5. Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах. Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира. Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, "Вся наша жизнь – игра", "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" и т.д. На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как "крутого", "престижного", легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно. Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на "фарт" и неоправданно рисковать. В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков. Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете. То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.

Причины игровой зависимости. Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео

Стадии формирования игровой зависимости

Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.

В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:

В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет. Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.

Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными. Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком. Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:

  • Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности. На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
  • Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении. У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
  • Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта , как при шизофрении . Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
  • Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры. Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры. Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность. То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие "знаки", символы, приметы, на основании которых делает "выводы" о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д. Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.

Игромания: стадии и признаки. Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео

Симптомы игромании

Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.

Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом . В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга. В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания , наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.

Далее наступает фаза автоматических фантазий , в которую у человека появляются мысли об игре. Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта. Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш. На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть. В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.

Затем наступает фаза принятия решения , на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией. В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам. Игроман схематично планирует выигрыш.

После наступает фаза вытеснения принятого решения , на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.

Далее наступает фаза реализации принятого решения , которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре. Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу. Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет. По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть. Это такое состояние, про которое люди говорят, что "ноги сами понесли", "я вообще не осознавал, что делаю".

В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру. Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы "выходит" из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности. Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: "я как будто очнулся".

Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно. Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций. В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени. Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново. Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм. Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.

Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:

  • Синдром патологического влечения к азартной игре , проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления , приливы крови к лицу, головные боли , потливость и т.д.). У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания. Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения , проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об "обязательном" выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п. На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой. Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление "сорвать куш". Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.

  • Синдром игрового транса , проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш. Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что. В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре. В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце , учащенному сердцебиению , а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности. На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки. В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не "вернется" в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.

  • Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д. Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что "ради этого стоит жить". Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни. Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.

  • Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания. В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры. Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах. На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее. В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога. Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают. Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия. Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями. Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит , болит голова и сердце . На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть. Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.

  • Абстинентный синдром , развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами. У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность. Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций. Расстройства сна протекают в форме бессонницы , неприятных снов или даже кошмаров. Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица , учащенным сердцебиением, скачками артериального давления , болями в сердце, приступами стенокардии , а также нередкими головными болями и потерей аппетита. На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание "доказать", "отыграться".

  • Синдром игровой деградации , проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса. Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр. Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям. Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания. Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив. Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
Синдромы патологического влечения к игре и абстиненции во многом пересекаются, поскольку включают в себя одинаковые симптомы. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы, но в сочетании с другими, формируют разные синдромы, относящиеся к различным расстройствам психического здоровья человека.

К симптомам игромании также можно отнести так называемые "ошибки мышления", имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение. Такие "ошибки мышления" запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.

Итак, к "ошибкам мышления" относят следующие иррациональные установки и убеждения:

  • Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
  • Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
  • Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
  • Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
  • Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет "фарт";
  • Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
  • Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
  • Представление ставки в качестве некоей сделки;
  • Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.

Игромания у детей и подростков: причины, симптомы игровой зависимости, виды игр (мнение врача-психотерапевта) – видео

  • Кодирование по методу Довженко. Гипноз как суть метода кодирования. Кодирование от алкоголизма, курения и ожирения. Отзывы
  •